Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 35 "Алёнушка-1" г. Ершов Саратовской области"


Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Отчет по инновационной деятельности 2015-2016

Приказ управления образования об инновационной работе в ОУ Ершовского района 

Выписка из приказа по МДОУ об инновационной деятельности  

План работы по инновационной деятельности 

Диагностика выявления начального уровня умственных способностей воспитанников 

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности (презентация) 

Утверждено __________

Заведующий Л.Г.Игонина

Приказ № 86 от 24.09.2015 г.

Программа инновационного проекта

Моделирование как средство развития умственных способностей старших дошкольников

I.                  Краткая информационная справка об образовательном учреждении.

  1. Название ДОУ – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 35 «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области»

2.     Ф.И.О.,  руководителя ДОУ– Игонина Любовь Геннадьевна, заведующий МДОУ.

3.     Телефон учреждения образования – 5-86-25.

4.     Профессиональный состав участников проекта и их численность –

- заместитель заведующего – 1

- педагоги - 6

     5. База исследования: старшая группа МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области»

  1. Нормативно-провавая база программы инновационной деятельности.
  2. Положение об инновационной деятельности в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области»
  3. Положение о творческой группе.
  4. Приказ об организации инновационной деятельности № 86 от 24.09.2015
  1. Актуальность темы

Гармоничное развитие личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. А.Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик». Ребенок растет и вступает во все более сложные взаимоотношения с окружающими людьми, у него складываются новые потребности; новые свойства вещей, которых ранее ребенок не замечал, теперь выступают для него на первый план.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. На это указывали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф.Фребель, М. Монтессори и др. Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф.Фребеля и М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Известно, что ребёнок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения необходимой информации и успешно развивается как личность. Для ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева,  М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др. ).

В теории педагогики изучается взаимосвязь познания и моделирования. Из этого следует необходимость более тщательного изучения возможностей их взаимодействия и взаиморазвития. Это положение стало темой исследования, основой которого послужили работы, рассматривающие возможности использования модели и моделирования как средства освоения определённого содержания и развития познавательной деятельности (Л. А. Венгер,   Н. И. Ветрова, Н. Н. Кондратьева, А. К. Матвеева, Н. И. Непомнящая и др.). Большой интерес представляют исследования особенностей становления моделирования как средства знаковой деятельности, этапов его развития (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Г. А. Глотова, Н. Г. Салмина и др.).

Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Примерная образовательная программа дошкольного образования, в свете стандартов нового поколения, выдвигает на первый план развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую педагога на его индивидуальные особенности и нацеленной на его всестороннее развитие. В программе выделяется задача развития способностей и компетенций у выпускников детского сада.

В рамках преемственности программ дошкольного и начального образования, следует рассмотреть приоритетную цель современного российского образования не в становлении репродуктивной передачи знаний, умений и навыков от взрослого к ребенку, а в полноценном формировании и развитии способностей ребенка, самостоятельно очерчивать возникшую проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Важно, чтобы ребенок не только  освоил полезную информацию для жизни, но и научился взаимодействовать с окружающим его миром людей: чтобы он мог иметь друзей, мог наладить деловые отношения, мог обратиться за советом и помощью, решал самостоятельно конфликтные ситуации. Наличие способностей является условием не только успешности в обучении, т.е., более быстрого усвоения знаний, умений, навыков, но и возможности действовать там, где недостаточно знаний из школьной программы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольный возраст – сенситивный период, где формируется одна из базовых познавательных способностей - способность моделирования. В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей  моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Развитие способности моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках образовательной среды является более современным подходом в образовании.

Чтобы эффективно формировать у дошкольника данный вид способности, педагогам необходимо понимать природу способностей в целом, специфику применения  моделирования в разных видах детской деятельности.

Что такое способность моделирования? Как осуществлять развитие способности у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах? Какими инструментариями для осуществления диагностики необходимо владеть? Ответы на эти вопросы  педагоги нашего дошкольного учреждения, планируют найти в работе над инновационным проектом «Моделирование как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста».

  1. Цель: Выявить возможности использования моделей в педагогическом процессе ДОУ и определить их влияние на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Вооружить воспитателя средствами, «инструментарием» по развитию способности моделирования и диагностики дошкольников.

1. Изучить теоретические основы умственного развития детей дошкольного возраста

2. Охарактеризовать современные подходы к использованию моделей в воспитательной - образовательной работе с детьми

3. Выявить влияние моделей на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Объект: Умственное развитие детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет: Влияние моделирования на умственное развитие старших дошкольников.

  1. Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ и обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию будет способствовать более эффективному развитию умственных способностей старшего дошкольного возраста

Методы исследования: теоретические и эмпирические

Во время семинарских занятий, практикумов, просмотра и анализа открытых занятий, проектирования и «проигрывания» развивающих занятий, воспитатели смогут составить методическую копилку методов, приемов по формированию способности  моделирования, определить и зафиксировать ряд возможных трудностей, возникающих у педагога при организации развивающих занятий и овладение инструментарием мониторинга отслеживания по развитию способностей детей дошкольного возраста.

  1. Ожидаемый результат:

В ходе работы участники проекта научатся:

·         Составлять игровые упражнения по формированию способности моделирования.

·         Проектировать развивающие занятия по формированию способности моделирования.

·         Проводить диагностику формирования способности  моделирования.

В результате  работы над проектом педагоги узнают:

·         Виды способностей и значение развития способностей в дошкольном возрасте;

·         Основные этапы формирования умственных способностей у дошкольников.

·         Способы формирования наглядного моделирования в разных видах деятельности.

·         Способы диагностики определения уровней развития способности моделирования.

В результате работы над проектом педагоги научатся:

·         Составлять игровые упражнения, развивающие занятия по формированию наглядного моделирования.

·         Проводить диагностику формирования наглядного моделирования.

  1. Сроки реализации инновационной деятельности.

Начало –  октябрь 2015 г

Окончание – май 2017 г

  1. Содержание проекта

Программа  состоит из 4 разделов.

Раздел 1

Теоретические основы умственного развития детей дошкольного возраста.                                                

Направлен на проблематизацию слушателей по теме проекта, на определение педагогов своих границ знания и «незнания» по теме проекта.

Содержание раздела: Проблематизация: развитие способностей, что мы знаем, что мы умеем?

Раздел 2

Направлен на определение особенностей развития умственных способностей, этапы формирования способности  моделирования в дошкольном возрасте.

Содержание раздела: Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста; источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве; моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников.

Раздел 3

Раздел направлен на характеристику использования наглядных моделей в разных видах деятельности, подбором диагностического материала по формированию способности моделирования.

Содержание раздела: Использование наглядных моделей в разных видах деятельности: ознакомление с художественной литературой, ознакомление детей с природой, обучение грамоте, конструирование, логике, элементарных математических представлениях; проектирование, «проигрывание» развивающих упражнений, занятий; диагностика способности моделирования.

Раздел 4

Содержание раздела: стажировка по составлению и проведению развивающих занятий с использованием наглядного моделирования в разных видах деятельности, представление опыта на муниципальном уровне.

  1. Материально-техническое оснощение.

·         Помещение для проведения лекций, семинаров и практикумов.

·         Групповые помещения на время проведения открытых занятий.

·         Компьютер, проектор, экран, принтер.

·         Бумага для распечатывания текстов для каждого слушателя.

 

 

Форма входа


Поиск

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz